Проект облако. Исследовательская работа «По дороге с облаками. Сказка «Путешествие воды»

Проект в старшей группе

« По дороге с облаками »

Выполнили: воспитатели МБДОУ «Детский сад №16 г.Выборга»:

Филиппова Н.Ф, Пескова Л.А.

Цель проекта:

Содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе. Активизация мышления, речи в процессе специально смоделированной ситуации.

Задачи.

- формировать умение видеть и описывать небо в разную погоду, выделять разную форму облаков,замечать изменение цвета облаков в зависимости от части суток.

Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

Формировать проектно - исследовательские умения старших дошкольников, приучать самостоятельно искать решения, анализировать результат своей деятельности.

Длительность проекта: 01.08.2017-29.09.2017

Предмет исследования: облака. Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, их родители . Предполагаемый результат: у детей сформируются знания о том, как образуются облака, какие виды облаков есть, продолжится формироваться творческое воображение. Продукт проекта: мультфильм про маленькое облачко.


Актуальность Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наш детский сад - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности.

В современном обществе экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до " Я и природа".

Поэтому в настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.


Этапы проекта:

Подготовительный этап :

Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми:

Что вы видите на небе?

На что похожи облака? С чем их можно сравнить?

Облака неподвижны или движутся?

Облака находятся низко или высоко?

Почему они движутся? Что делает ветер с облаками?

Что происходит с погодой, если облака закрывают солнце?

Почему про облака говорят, что они бегут, летят, плывут?

Какую погоду предвещают сегодня облака?

Какого цвета бывают облака на восходе и закате солнца?

Какое облако можно назвать тучей?

Чем отличается небо летом?

Чем небо днем отличается от ночного неба?

Какие светила можно увидеть на небе днем? Ночью?

Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр.


Основной(практический).

Работа с детьми.

Образовательная область «Познание».

Дидактические игры: «Найди облако похожее на животных», «Закончи фразу», «подбери слова », «Какой формы?», «На что похожи облака», Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями облаков, рассматривание фотографий, развивающие игры (психогимнастика) «Облака»

Опытно-экспериментальная деятельность: «Облако в банке»

Образовательная область «Речевое развитие»

Чтение:И. Тургенев «Бежин луг»

Е. Алябьева «Как Небо собиралось в гости к Земле»

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне...» (отрывок)

Бианки «Небесный слон»

И. Никитин « Как Небо собиралось в гости к Земле»

Загадывание загадок о небе и облаках

Заучивание стихотворений

Н. Екимова « Облака.»

Коллективное сочинение сказки «Путешествие облака» Словарная работа: небо, небосвод, высокое, голубое, хмурое, пасмурное, безоблачное, облачное, утреннее, дневное, вечернее, ночное; облако, облачко, облака, туча, белые, белоснежные, серые, тёмно- серые, кружевные, пушистые, воздушные, нависшие, золотистые, розовые (на восходе), розовато-лиловые, багряные (на закате), пронизанные солнечными лучами, свинцовые, тяжелые; движутся, бегут, мчатся, летят, плывут, собираются, скучиваются, опускаются, закрывают солнце, предвещают погоду; перистые, кучевые облака; утреннее, вечернее, ночное небо; предгрозовое небо. Образовательная область «Физическое развитие». Утренняя гимнастика «Мы облака». Соревнование «Кто больше найдет образов, на которые похожи облака» Подвижные игры «Облака и ветер», «Догони облачко» Образовательная область «Художественно- эстетическое». Лепка из пластилина «Весёлое облачко»,Рисование «облака» (использование различных техник), «Живые облака»,Аппликация «Кружевные облака» Музыка: Слушание музыки «Времена года» Вивальди Пение песни «Облака, белогривые лошадки» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова

3-этап заключительный: Создание мультфильма «Облачко»

В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают, что такое облака. По итогом роботы было отмечено: повышение уровня экологической культуры у детей; развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к облакам; пополнение словарного запаса; развитие исследовательской практической деятельности входе проведения проекта.

Заключение.

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково - исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали облака как красоту природы. На основании исследования пришли к выводу: какие разные облака, что они отличаются. У каждого облачка свой характер. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления, увеличил словарный запас речи дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, «из чего сделаны облака».


Мимо белого яблока луны, Мимо красного яблока заката Облака из неведомой страны К нам спешат, и опять бегут куда-то. Облака - белогривые лошадки! Мы помчимся в заоблачную даль, Мимо гаснущих звезд на небосклоне. К нам неслышно опустится звезда, И ромашкой останется в ладони! Облака - белогривые лошадки! Облака - что вы мчитесь без оглядки? Не смотрите вы, пожалуйста, свысока, А по небу прокатите нас, облака! Не смотрите вы, пожалуйста, свысока, А по небу прокатите нас, облака!


Рассматриваем облака при помощи специального

окошка и определяем их название. Сегодня были

кучевые, а какие будут завтра?








Все дети в том или ином возрасте думают, что облака можно потрогать. Уж очень они похожи на кусочки ваты, плавающие на синей тарелке неба. Свой вклад в представление об облаке, как о твердом теле, вносят сказки и мультфильмы. Помните песенку "Белые кораблики"? А волшебные тучки, получившиеся из скорлупок яиц в "Шляпе волшебника" Туве Янсон? Маленьким детям трудно представить себе те грандиозные расстояния, которые мы видим на небе. То облачко, до которого кажется «рукой достать», на самом деле находится на расстоянии несколько километров от нас! Самый лучший способ показать ребенку, что такое облака и как выглядит небо, это полететь на самолете. Незабываемое впечатление, когда выныриваешь из пасмурной погоды аэропорта сквозь серые сплошные облака к солнцу! К сожалению, этот способ объяснения – увидеть облака вблизи своими глазами, - не всегда доступен. В то же время, мы можем провести ряд опытов, и создать свой проект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс научно-исследовательских работ и творческих проектов воспитанников

и обучающихся муниципальных образовательных организаций.
Конкурс творческих проектов среди дошкольников
«Я – юный исследователь»

«ОБЛАКА - ЗАГАДКИ»

Исполнитель:

Домнина Юлия,

воспитанница старшей группы

МАДОУ «Улыбка»

Руководитель:
Гульбис Татьяна Николаевна,

педагог дополнительного образования МАДОУ «Улыбка»

г. Лабытнанги
2015 г.

Аннотация

Все дети в том или ином возрасте думают, что облака можно потрогать. Уж очень они похожи на кусочки ваты, плавающие на синей тарелке неба. Свой вклад в представление об облаке, как о твердом теле, вносят сказки и мультфильмы. Помните песенку "Белые кораблики"? А волшебные тучки, получившиеся из скорлупок яиц в "Шляпе волшебника" Туве Янсон? Маленьким детям трудно представить себе те грандиозные расстояния, которые мы видим на небе. То облачко, до которого кажется «рукой достать», на самом деле находится на расстоянии несколько километров от нас! Самый лучший способ показать ребенку, что такое облака и как выглядит небо, это полететь на самолете. Незабываемое впечатление, когда выныриваешь из пасмурной погоды аэропорта сквозь серые сплошные облака к солнцу! К сожалению, этот способ объяснения – увидеть облака вблизи своими глазами, - не всегда доступен. В то же время, мы можем провести ряд опытов, и создать свой проект.

Данный проект проведен с целью: дать ребенку представления о том, что такое облако, как оно образуется и почему облака бывают разные.

В ходе исследовательской деятельности была изучена литература, интернет ресурсы по данной теме, проведены опыты и наблюдения, сделаны выводы. Также в процессе проекта создано наглядное пособие об облаках.

Введение

Вечером я с мамой смотрела передачу «Спокойной ночи малыши!» и там показывали мультик, а в конце мультика звучала песенка про облака – лошадки, на которых можно покататься. Мне стало интересно, а можно ли и вправду покататься на облаках, и почему они не всегда похожи на лошадок?

Облака очень высоко и далеко. Мне нравится за ними наблюдать. То облачко, до которого кажется «рукой достать», на самом деле находится на расстоянии несколько километров от нас! Самый лучший способ увидеть, что такое облака и как выглядит небо, это полететь на самолете. Незабываемое впечатление, когда выныриваешь из пасмурной погоды аэропорта сквозь серые сплошные облака к солнцу! К сожалению, этот способ – увидеть облака вблизи своими глазами, - не всегда доступен (я только один раз летала на самолете).

Но, все-таки, мы сможем увидеть облако рядом! Более того, это совсем не сложно. Например, туман – чем не облако, легшее на землю? В туманный день разглядите воздух внимательно – он весь состоит из мельчайших капелек воды, которые парят и клубятся в воздухе. Значит, облака – это множество мельчайших капелек воды, которые собрались вместе. Эти капельки могут высохнуть под лучами солнца, и тогда облако "растает". А могут и наоборот, начать сливаться друг с другом, становиться крупнее. А еще облака всегда разные, то они похожи на лошадок или кусочки пушистой ваты. На другой день облака висят низко и они уже не белые, а серые и похожи на слои пирога, или как будто художник мазнул белой краской высоко в небе. Почему облака разные?

Об этом я спросила на следующий день нашего педагога Татьяну Николаевну. Татьяна Николаевна предложила мне самой все узнать, а она мне поможет.

Мы предположили (гипотеза) , что – различные формы облака принимают под воздействием погодных условий.

Целью нашей работы является изучение взаимосвязи между погодными условиями и образованием облаков различных форм.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи :

  1. Изучить познавательную литературу об образовании облаков и их видах.
  2. Просмотреть видеоматериалы и фотоматериалы по данной теме.
  3. Провести экспериментальную деятельность и наблюдения за погодой.
  4. Создать вспомогательное пособие для наблюдения за облаками.

В своем исследовании мы использовали следующие методы :

  1. Сбор информации.
  2. Наблюдение, экспериментирование.
  3. Анализ полученных данных дневника наблюдения за погодой.
  4. Разработка пособия для наблюдения за облаками.
  1. Теоретическая часть
  1. Определение понятия «Облако»

Облака - взвешенные в атмосфере продукты конденсации водяного пара, видимые на небе с поверхности Земли .

Облака состоят из мельчайших капель воды или кристаллов льда (называемых облачными элементами ). Капельные облачные элементы наблюдаются при температуре воздуха в облаке выше −10 C; от −10 до −15 C облака имеют смешанный состав (капли и кристаллы), а при температуре в облаке ниже −15 C - кристаллические.

При укрупнении облачных элементов и возрастании их скорости падения они выпадают из облаков в виде осадков . Как правило, осадки выпадают из облаков, которые хотя бы в некотором слое имеют смешанный состав (кучево-дождевые, слоисто-дождевые, высоко-слоистые). Слабые моросящие осадки (в виде мороси, снежных зёрен или слабого мелкого снега) могут выпадать из однородных по составу облаков (капельных или кристаллических) - слоистых, слоисто-кучевых.

Когда солнце нагревает поверхность земли - влага с земли переходит в газообразное состояние и поднимается в воздух. Этот процесс называется испарение. Поднимаясь вверх, насыщенный влагой теплый воздух охлаждается, а пар превращается в капельки воды, вместе образуя облака. Вода из облаков выпадает на землю в виде дождя или снега. А затем вода опять превращается в пар. Этот процесс называют - круговорот воды в природе.

  1. Виды облаков

Облака бывают самые разные. В хмурый дождливый день их плотные серые слои низко висят над землей, мешая пробиться солнечным лучам. Летом по голубому небу бегут друг за дружкой причудливые «барашки».

При определении формы облаков учитывается прежде всего их внешний вид и структура. Облака могут быть расположены в виде отдельных масс или сплошного покрова, их строение может быть различным, нижняя поверхность - ровной, расчленённой или изорванной. Облака могут быть плотными или тонкими, просвечивать небо, звёзды, Солнце или Луну. Все вышеперечисленные признаки характеризуют форму или внешнее строение облаков. В зависимости от высоты нижнего основания различают 3 яруса облаков: верхний, средний и нижний.

Ученые, занимающиеся изучением погоды (метеорологи), различают около десяти видов облаков, которые получаются как производные от этих трех основных видов. Кроме того, изредка еще можно наблюдать необычные виды облаков: перламутровые облака (на высоте 20-25 км) и серебристые облака (на высоте 70-80 км).

Очень приблизительно все облака по форме можно разделить на три основных вида:

  • Перистые облака (как будто кто-то протянул по небу тонкие длинные нити или сделал несколько несмелых мазков белой краской);
  • Кучевые облака (самые интересные облака, которые плывут по небу огромными белыми горами, похожими на волшебные замки или сказочных животных);
  • Слоистые облака (самые скучные облака – они обычно повисают осенью и зимой, застилая собою все небо серой пеленой).

Здесь изображены высота уровней над Землей, где находятся облака определенного вида.

  1. Практическая часть

Для того чтобы подтвердить верность нашего предположение, мы составили план мероприятий:

  1. изучить литературу;
  2. подобрать и провести подходящие опыты,
  3. понаблюдать за погодой, оформить дневник наблюдения за погодой.

Итак, мы приступили к осуществлению нашего проекта. Вначале мы узнали, как ученые определяют облака. Оказывается, облака состоят из тысяч капелек воды или льдинок, таких маленьких, что мы их не видим, и настолько легких, что они могут парить в воздухе. Это происходит, когда солнце нагревает поверхность земли. Влага с земли переходит в газообразное состояние и поднимается в воздух. Этот процесс называется испарение.

Поднимаясь вверх, насыщенный влагой теплый воздух охлаждается, а пар превращается в капельки воды, вместе образуя облака. Вода из облаков выпадает на землю в виде дождя или снега. А затем вода опять превращается в пар. Этот процесс называют - круговорот воды в природе.

С Татьяной Николаевной мы провели опыт и создали «облако» в банке.

2.1. Опыт №1. «Облако в банке»

Для проведения опыта необходимо :

  • Большая стеклянная банка, крышка, горячая вода, кусочки льда.

Мы налили в банку горячей воды и оставили на некоторое время. Затем воду вылили, оставив немного воды на дне банки. Закрыли банку крышкой, а на крышку положили кусочки льда и стали наблюдать. В банке образовался туман очень похожий на облако. Когда сняли крышку, на обратной ее стороне собрались капельки воды. И так мы наблюдаем процесс образования облака.

Что же происходит? Остатки горячей воды начали испаряться и капельки воды подниматься наверх. Кубики льда наверху остужают крышку, а капельки воды поднимаясь наверх, так же остужаются и скапливаются. Значит, вода испаряясь поднимается наверх, а так как наверху холодно, то капельки воды скапливаются вместе и образуют облако. Очень интересно было наблюдать, когда в банке получился туман, а потом на крышке собрались капельки воды. Такой опыт можно проводить и дома.

Потом мы создали «маленькую Землю» с помощью «Био-купола», посадили там растения, полили их и несколько дней наблюдали круговорот воды.

2.2. Опыт №2. «Круговорот воды»

Для данного опыта были приготовлены :

  • Прибор «Био-купол», земля, песок, кусочки мха, комнатные растения, вода.

Замечательный прибор «Био-купол»! Это как будто бы наша Земля, только совсем маленькая! И вот эту маленькую Землю мы вначале засыпали почвой и песком, затем посадили комнатные цветы и полили растения. И наконец, нашу маленькую планету мы закрыли куполом-небом. Для того, чтобы наша «планета» получала тепло и свет, мы поставили ее около окна.

Вначале весь «Био-купол» затягивался туманом очень похожим на настоящее облако, затем водяные пары собирались в капельки и стекали вниз как во время дождя. В куполе воздух становился прозрачным. Через несколько дней опять возникал туман, а затем «дождь». Так мы создали на нашей маленькой «планете» круговорот воды в природе.

Если ярко светило солнце, то туман и дождь появлялись часто. Из чего можно сделать вывод, что в ясную погоду испарение происходит быстрее.

Облака всегда очень разные. Чтобы понять, почему они разные и важно ли какая погода на улице, мы оформили дневник наблюдения за погодой и каждый день отмечали в нем - ясно или пасмурно, есть ли ветер, идет ли дождь и какие в этот день образуются облака.

2.3. Опыт №3. «Наблюдение за погодой и облаками»

Для проведения данного наблюдения нам понадобилось :

  • Термометр уличный, флюгер, дневник наблюдений, рамка с образцами облаков.

Анализируя наши записи в дневнике наблюдения за погодой, мы заметили, что в ясные тихие и морозные дни облака были кучевые или высокие перистые. В пасмурную погоду, когда солнце совсем не видно – облака были слоистыми. Часто вместе со слоистыми облаками дул ветер или шел снег, а воздух становился теплее. Значит кучевые и перистые облака бывают только в ясную погоду, но при этом - воздух холодный. Слоистые облака приносят снег, и воздух становиться теплее.

2.4. Изготовление наглядного пособия - лэпбук

В процессе наблюдения за облаками мы создали «Ловушку для облаков», которая помогает определить вид того или иного облака. Для ее изготовления нам потребовались:

  1. Картон.
  2. Линейка.
  3. Фотографии различных видов облаков.
  4. Клей.

Вначале необходимо расчертить картон на 9 одинаковых квадратов, затем центральный квадрат вырезать – это будет «окошко», в которое «ловится» наблюдаемое облако. Вокруг «окошка» в квадратики вклеиваются картинки с видами облаков и подписями к ним. Наша «ловушка для облаков» готова. С помощью такой «ловушки» можно быстро и удобно определять вид облака.

Заключение

Наблюдать за облаками очень интересно. Еще интереснее оказалось их изучать. В познавательной литературе объясняется, как происходит образование облаков, а с помощью опыта можно облако создать самому. Облака – это скопление водяного пара. А, значит, на нем нельзя прокатиться.

Чтобы понять, почему облака всегда разные мы наблюдали за облаками и погодой в течении нескольких дней. А результат наблюдения записывали в дневник. Затем проанализировали записи и сделали вывод, что форма и вид облаков зависит от погоды. В ясную и холодную погоду преобладают – кучевые и перистые, а в теплую и пасмурную – слоистые облака. Таким образом , мы считаем, что наша гипотеза подтвердилась – действительно, форма и виды облаков зависят от погоды.

Список использованной литературы

  1. Земля. Полная энциклопедия/ Ананьева Е.Г., Мирнова С.С. –М.: Эксмо, 2007.
  2. Большая книга «Почему». пер. с итальянского О.А.Живаго – М.: «РОСМЭН», 2005.
  3. Погода и климат. Фиона Уотт, Френсис Уилсон. - М.: «РОСМЭН»,1997.
  4. Научные опыты. М.: «Издательская группа «Контэнт», 2003.

Начальная школа в современном мире ставит и решает ряд образовательно-воспитательных задач. Необходимо научить ребенка самостоятельно добывать знания. На помощь приходит иследовательская деятельность помогающая педагогу раскрыть и развить способности детей. Исследование - это процесс поиска неизведанного, это вид познавательной деятельности


«Проект Облака - белогривые лошадкиЧурикова ОБЛАКА»

1.Абстракт 3

2.Введение 4

3.Исследовательская часть 5

История изучения облаков 5

Рождение облака 5

Виды облаков (классификация Говарда) 6

Определение погоды по облакам 7

Движение облаков 8

Эксперимент (получение в домашних условиях облака) 8

Результаты наблюдения за облаками 9

4.Заключение 10

5.Список использованной литературы 11

6. Отзыв 12

7 Приложение 13

Абстракт

Цель проекта: изучение природы облаков и выявление причин, которые влияют на перемещение облаков в пространстве.

Задачи исследования:

Гипотеза:

Методы исследования: изучения литературы по теме работы, анализ собранной информации, практическая работа, классификация, синтез.

Объект исследования: облака.

Предмет исследования: происхождение облаков и причины их движения.

Новизна исследования : Сколько эпитетов, сравнений и красивых слов посвящено этим двум понятиям небо, облака. И действительно, что может быть красивее? Каждый день мы с Вами наблюдаем небо, облака и, согласитесь, далеко не всегда замечаем эту неповторимую красоту у нас над головой. Привыкаем, и оно переходит в разряд обыденности и повседневных вещей. Но, наверное, стоит всё-таки иногда взглянуть на мир немного другими глазами и попытаться заметить, уловить это волшебство природы, ощутить её многообразие и гениальность. Ведь каждый раз мы будем смотреть на абсолютно разные пейзажи, небо, облака никогда не бывают одинаковыми, они не повторяются, потому как время течёт своим размеренным ритмом, а вместе с ним изменяется и всё вокруг.

Основные выводы:

В ходе работы над проектом я узнала, что:

    Образуются облака в результате различных причин, но главной причиной является деятельность Солнца;

    Облака очень разные по форме, внутреннему состоянию и поэтому их объединяют в группы.

    Облака формируются на разной высоте.

    По облакам можно предсказывать погоду.

    Перемещаются облака благодаря воздушному потоку, и они никогда не стоят на месте, т.к. в верхних слоях атмосферы воздушные потоки присутствуют постоянно.

Актуальность темы: заключается в том, что предметно-содержательная область проекта объединила все предметы, изучаемые в начальной школе, их взаимообусловленные связи.

Введение.

Облака - это, пожалуй, самое замечательное, что придумала природа. К ним нельзя прикоснуться. Но можно бесконечно долго наблюдать, как меняются их образ, как они сливаются, растекаются и тают. Мы часто думаем, что облака состоят из чего-то очень лёгкого, но плотного, и, наступив на них, мы не провалимся и не упадём на землю, а останемся на их мягкой поверхности. Эти представления только усиливают многочисленные мультфильмы и сказки, где герои катаются на этих небесных объектах. Но сказки – это одно, а реальность – совсем другое. Красота и причудливость облаков, необычные сочетания форм и оттенков - все это всегда привлекало внимание, вызывало восхищение, будило воображение.

Вспомним у В. В. Маяковского:

Плыли по небу тучки.

Тучек - четыре штучки:

От первой до третьей - люди,

Четвертая был верблюдик.

К ним, любопытством объятая,

По дороге пристала пятая;

От нее в небо синем лоне

Разбежались за слоником слоник.

В погожий солнечный день воздух кажется чистым и прозрачным. Однако в нем парят миллионы невидимых нам мельчайших частиц. Чтобы обнаружить их, требуется микроскоп. Дым из труб, цветочная пальца, крохотные кристаллики соли и дорожная пыль наполняют воздух. Когда в окно проникают солнечные лучи, эти мельчайшие частицы можно увидеть и невооруженным глазом. Но какое отношение имеют они к погоде? Мы уже знаем, что облака состоят из капелек воды, образовавшихся из водяного пара, поднятым в небо нагретым воздухом. Вверху воздух остывает, и пар конденсируется. Но в самом начале этого процесса капелькам необходимы мельчайшие частицы пыли, к которым могут прилипнуть молекулы воды. Их называют конденсационными зернами.

История изучения облаков

Облака, облака

Пышные, белые,

Расскажите облака

Из чего вас делали?

Может вас, облака

Делали из молока?

Может быть из мела?

Может быть из ваты?

Может быть, из белой

Из бумаги мятой?

Первыми непосредственными наблюдателями за облаками стали воздухоплаватели, поднимавшиеся на воздушных шарах, и наблюдениями при восхождениях на горы, которыми был установлен факт, что все наблюдаемые формы облаков состоят из водяных частиц в жидком виде или из мелких ледяных кристалликов. Когда наблюдатель окружен облаком со всех сторон, ничем не отличается от обыкновенного тумана, наблюдаемого вблизи земной поверхности; т. е, что наблюдателю внизу казалось облаками, держащимся на склоне горы или на некоторой высоте в атмосфере, то наблюдателю, попавшему в такое облако, представлялось туманом. Облака, состоящие из ледяных кристалликов, образуются на больших высотах - как перистые и перисто-слоистые - наблюдения воздухоплавателей показали, что эти формы состоят исключительно из воды в твердом состоянии. Мириады ледяных кристалликов и иголочек, подобных тем, которые наблюдаются падающими в тихие, морозные дни зимой.

Сейчас аэрологи летают в основном на самолетах. Самолет позволяет вести исследования там, где это представляет наибольший интерес. Кроме того, на самолете можно поднять много разнообразных приборов (ни радиозонд, ни ракета не позволяют это сделать) и выполнить сразу целый комплекс измерений и наблюдений.

С целью исследования облачного покрова Земли и изучения образования и «эволюции» облаков НАСА в 2006 году запустило два специализированных спутника CloudSat и CALIPSO. В апреле 2007 года НАСА осуществило запуск на полярную орбиту спутника AIM (The Aeronomy of Ice in the Mesosphere), предназначенного для изучения серебристых облаков.

Рождение облака.

На уроке познания мира мы познакомились с круговоротом воды в природе, а так же узнали, что вода бывает в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, а частицы воды можно назвать путешественницами. Об этом нам поведала сказка «Путешествие воды» (Приложение 1)

Облака – это скопление мельчайших капелек воды на определенной высоте. Испаряясь, вода становится водяным паром, который и поднимается над землей вместе с восходящим теплым потоком воздуха. Но, поднимаясь вверх, водяной пар начинает постепенно охлаждаться. Часть водяного пара при охлаждении конденсируется, превращается в воду. Часть такой воды, образовавшейся из водяного пара, замерзает и превращается в мельчайшие кристаллики льда. Эти мельчайшие кристаллики льда, крошечные капельки воды и переохлажденный водяной пар и плавают в воздухе, как плавают в воздухе мельчайшие частички пыли; эти плавающие в воздухе крошечные капельки воды, мельчайшие кристаллики льда и переохлажденный водяной пар и образуют облака, которые мы с вами видим на небе почти каждый день.

Итак, испаряющая влага под действием солнечных лучей из суши и океана поднимается до границы насыщения. Помощники в образовании облаков являются частицы воздуха.

Каковы условия формирования облаков?

1. Действие солнечной энергии.

2. Наличие гор.

3 .Близость морей и океанов.

Виды облаков.

Облака имеют разную форму и от этого имеют разные названия. Об этом мы узнали из сказки «Спор облаков» (Приложение 2) о разных видах облаков и о том, на какой высоте они образуются. Приходилось ли вам видеть лошадь, что мчится по небу, а ее пышный хвост развивается по сторонам? Или золотые лестницы, ведущие прямо к небу? А как насчет тоненькой пера, пишет «чернилами» цвета зари? Облака могут приобретать фантастических очертаний, и все это является результатом воздействия воды, воздуха и нашей фантазии.

В 1803 английский фармацевт Люк Говард , у которого было хобби наблюдать за погодой, классифицировал облака по их очертаниям. Облака в форме клубов получили название «кучевые». «слоистыми»;, «перистыми » называют высокие «ледяные» облака с причудливыми завитками. Метеорологи (ученые, исследующие погоду) до сих пор пользуются классификацией Говарда.

Перистые облака. Что о них я узнала в процессе наблюдения? Перистые облака - облака верхнего яруса, образуются они лишь на высотах более 6 километров. Это нежные облака белого цвета, волнистые или нитевидные . Из перистых облаков никогда не выпадают осадки. Но зато именно эти облака могут подсказать вам, что через 12-36 часов небо над вами будет затяну то сплошными тучами (слоисто-дождевыми облаками), которые и принесут с собой обложные дожди.

Кучевые облака всем вам очень хорошо знакомы. Да разве можно позабыть, как в летние ясные дни эти облака появлялись к полудню на небе, медленно куда-то плыли и всякий раз к вечеру где-то исчезали, чтобы на следующий день к полудню появиться вновь. Такие кучевые облака, которые в ясные дни лета появляются лишь в поздние утренние часы, совсем точно говорили о том, что и вечером и ночью небо будет ясным, что дождя, совершенно точно, не будет: ни вечером, ни ночью, и если уж дождь почему-либо соберется, то первые его капли упадут на землю лишь поутру. Недаром у таких кучевых облаков есть еще одно название - кучевые облака хорошей погоды. Это отдельные облака с плоским основанием и куполообразной вершиной. Итак, в летние ясные дни эти облака причудливых форм появляются днём на небе, медленно куда-то плывут и всякий раз к вечеру где-то исчезают, чтобы на следующий день появиться вновь.

Слоистые облака - это однообразный серый слой облаков , который придает всему небу одинаковый хмурый, пасмурный вид. Это облака нижнего яруса, и, загустев, они могут принести дождь, но этот дождь будет не такой сильный, как дождь, принесенный слоисто-дождевыми облаками.

Итак: 1. Эти облака придают всему небу хмурый пасмурный вид

2.Загустев, они могут принести дождь.

Так же я узнала, что существуют редкие виды облаков: перламутровые, облака-медузы, серебристые, грибовидные, полосатые, шквальные, чечевицевидные.

Определение погоды по облакам.

Узнать, какая погода на улице, довольно легко. Иногда беглый взгляд на небо может дать больше информации, чем подробный прогноз погоды. Над головой будет или беспредельная голубизна или черные грозовые тучи, ясно говорящие о надвигающемся ненастье. На небе никогда не бывает совершенно одинаковых “картинок”, кроме тех случаев, когда оно чисто и безоблачно: внешний вид облаков, их различия зависят от того, в каких условиях и как они образовались.


Движение облаков.

Движение облаков в разных направлениях можно наблюдать в тех случаях, когда они не сплошные, располагаются на разных уровнях, а ветер на разной высоте имеет различное направление. Облака в воздухе перемещаются по воздушному потоку, а он с высотой изменяется иногда не очень заметно, а иной раз - на очень значительный угол, легко фиксируемый зрительно, без всяких приборов. (Опыт) Приоткрой дверь и оставь зажженную свечу на пороге класса. Пламя наклонится в сторону класса. Холодный воздух идет из коридора низом. Поднимем свечу к верху. Пламя отклонится в сторону коридора. Это выходит из комнаты теплый воздух. В природе постоянно происходит перемещение воздуха.

Эксперимент.

И самое главное, к чему я стремилась все это время, «создание» своего домашнего искусственного облака.

Облачный покров играет очень важную роль для Земли: зимой и ночью облака препятствуют понижению температуры земной поверхности и приземного слоя воздуха, так как перекрывают отток тепла из нижних слоев атмосферы в космосе, а летом и днем облака ослабляют нагревание земной поверхности, поскольку капли воды в них, подобно линзам, отражают часть солнечных лучей. Облака также смягчают климат внутри материков.

Результаты наблюдения за облаками.

Исходя из наблюдений, я пришла к выводу, что:

    Преобладало большее количество слоистых облаков.

    Осенью с приходом слоистых облаков становится холодно и выпадают осадки.

    Зимой слоистые облака приносят потепление, а так же снег.

    Зимой в ясные, солнечные дни наблюдается понижение температуры. (в декабре отмечалась отметка до - 42 градусов)

    За наблюдаемый период наблюдались все виды облаков.

    В течении дня облака меняются: слоистых и перистых облаков к обеду становилось меньше, а кучевых больше.

7. Были дни, когда на небе не наблюдалось облачных систем.

Заключение

Сколько эпитетов, сравнений и красивых слов посвящено этим двум понятиям небо, облака. И действительно, что может быть красивее? Каждый день мы с Вами наблюдаем небо, облака и, согласитесь, далеко не всегда замечаем эту неповторимую красоту у нас над головой. Привыкаем, конечно же к хорошему легко привыкнуть, и оно переходит в разряд обыденности и повседневных вещей. Но, наверное, стоит всё-таки иногда взглянуть на мир немного другими глазами и попытаться заметить, уловить это волшебство природы, ощутить её многообразие и гениальность. Ведь каждый раз мы будем смотреть на абсолютно разные пейзажи, небо, облака никогда не бывают одинаковыми, они не повторяются, потому как время течёт своим размеренным ритмом, а вместе с ним изменяется и всё вокруг.

В ходе работы над проектом я узнала, что история изучения и наблюдения за облаками начинается с воздухоплавателей, поднимавшихся на воздушных шарах, и наблюдения людей при восхождении на горы, продолжается в наши дни. На уроке познания мира мы познакомились с круговоротом воды в природе, а так же узнали, что вода бывает в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, а частицы воды можно назвать путешественницами. Облака – это скопление мельчайших капелек воды на определенной высоте. Испаряясь, вода становится паром, который поднимается над землей, на высоте водяной пар охлаждается и часть пара при охлаждении превращается в воду или в кристаллики льда. Мельчайшие кристаллики льда и переохлажденный водяной пар и образуют облака, которые мы с вами видим на небе почти каждый день.

Кроме того облака имеют разную форму и от этого имеют разные названия. 1803 английский фармацевт Люк Говард «кучевые». Облака, похожие на одеяла, он назвал «слоистыми»;, «перистыми

Так же в течении работы над проектом я вела дневник наблюдения за облаками, исходя из которого я сделала определённые выводы. Во время работы над проектом я стала более внимательной и наблюдательной, чаще стала замечать все красивое. Потому что только лишь человек, научившийся замечать красивое, доброе, прекрасное рядом с собой может ощутить всю безграничность и совершенство окружающей нас природы и гениальность творений Земли нашей Матушки.

Список использованной литературы

    Латынова Н.В. Сказки Земли. Серия «Через игру - к совершенству» - М.: «Лист». 1999.

    Аймагамбетова К.А., Идилова Т.С., Хаджиева Б.Л.. Познание мира – Алматы: 2011.

    Мельчаков Л.Ф., Скаткин М.Н. Природоведение –М.: Просвещение, 1987.

    Чудесная планета Земля, из серии: Познай наш мир, энциклопедия для детей – М.: 2001.

    Общ. ред. Ястребцевой Е.Н., Быховского Я.С. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учебное пособие. - М.: Русская редакция, 2004.

    Интернет – источник ru . wikipedia . org облака

Отзыв

проекта по познанию мира учащейся 4 класса

Чуриковой Натальи

«Облака – белогривые лошадки»

В своем проекте Чурикова Наталья глубоко изучает природу облаков. Начинает проект с выдвижения гипотезы и на протяжении всего проекта ищет и находит подтверждение своего предположения.

Для выполнения поставленной задачи былаизучена литература по теме работы, анализ собранной информации, практическая работа (проведен эксперимент, опыт, ведение дневника наблюдений), классификация, синтез.

Актуальность данной темы заключается в том, что предметно-содержательная область проекта объединила все предметы, изучаемые в начальной школе, их взаимообусловленные связи.

В погожий солнечный день воздух кажется чистым и прозрачным. Однако в нем парят миллионы невидимых нам мельчайших частиц. Чтобы обнаружить их, требуется микроскоп. Дым из труб, цветочная пальца, крохотные кристаллики соли и дорожная пыль наполняют воздух. Когда в окно проникают солнечные лучи, эти мельчайшие частицы можно увидеть и невооруженным глазом. Они имеют самое прямое отношение имеют к погоде? Облака состоят из капелек воды, образовавшихся из водяного пара, поднятым в небо нагретым воздухом. Вверху воздух остывает, и пар конденсируется. Но в самом начале этого процесса капелькам необходимы мельчайшие частицы пыли, к которым могут прилипнуть молекулы воды. Их называют конденсационными зернами.

Облака, пронизанные солнечными лучами, кажутся белыми, но часто облачное небо выглядит пасмурным и серым. Значит, облака столь плотны, многослойны, что преграждают путь солнечным лучам. Облако может показаться и совсем черным, если оно содержит много частиц пыли или копоти, что чаще всего и случается над промышленными районами.

Данная работа найдет практическое применение, будет являться дополнительным и наглядным материалом для уроков познания мира при изучении темы «Воздушная оболочка земли», которая вызывает интерес у учащихся.

Руководитель: Сопрович Е. В.

Приложение 1

Сказка «Путешествие воды»

Взглянуло Солнышко на Землю и тысячами веселых зайчиков отразилось от водной глади. Пригрело оно посильнее, пронзило лучами-стрелами морские глубины, но вода не допус­тила его свет до дна, поглотила и оставила в своей толще, мрачными и холодными сохрани­ла свои глубины. Но маленьким любопытным капелькам вов­се не хотелось всю жизнь проводить в синей тос­ке, им хотелось видеть мир, облететь, оглядеть его, чтобы исполнились слова Волшебника."Солнышко, милое, помоги нам", - взмоли­лись капельки. Услышало их Солнышко, при­грело посильнее, разомкнули частички-молекулы объятия, в которых тесно сжимали друг друга, и легким прозрачным паром поднялись над поверхностью отца-океана.Подхватил их легкий ветерок и понес над волнами. Все выше и выше поднимались сестрички-частички, все холоднее и страшнее ста­новилось им. Потянулись они друг к другу, сце­пились, скрепились в маленькие, крошечные капельки и засверкали в лучах Солнца чистым белым светом - на небе появились первые об­лака.В есело бежали они в голубой вышине, то под­нимаясь, то спускаясь к самой земле. А Солнце ярко сияло, и все новые и новые облака по­являлись на небе, они соединялись в грозные тучи, и капельки в них становились каплями и уже не могли удержаться в воздухе - мать-Зем­ля звала, тянула их к себе. Напряглась туча,потемнела, заворчала, заклубилась и вдруг блеснула ярким сполохом - молния с треском разорвала небеса, и брызнули на землю капли первого ливня. Они весело барабанили по кам­ням и твердой глине, по сыпучему песку, про­никая в каждую дырочку, в каждую трещинку. И ни капли огорчения не было в этом дожде, вода проливалась на землю чистая, светлая. Она свивалась в ручейки и собиралась в реки, заполняла впадины и становилась озерами. Переполнялись озера, и вновь спешила река к океану, унося мелкие камешки, песок и глину в дар своему отцу.

Так и закружилась, завертелась огромная водная карусель: с водной поверхности подни­мался легкий, прозрачный пар, становился ту­маном или облаками, улетали они в неведомые края и проливались там каплями дождя, соби­рались капельки в реки и ручьи и вновь возвра­щались в океан.

Обновленную планету невозможно было уз­нать. Она светилась в лучах Солнца яркой голубой звездочкой, а при ближайшем рассмот­рении становились видны белые вихри обла­ков, темно-синие пространства морей и океанов, желтая, коричневая, серая суша, которую прорезали голубые жилки рек. И вся планета жила, дышала, постоянно изменялась.

Приложение 2

Сказка «Спор облаков»

Давным-давно, много лет тому назад жило-было Царство Облаков. И жили в нем три брата – Перистые, Слоистые и Кучевые облака. И вот однажды, никто не знает отчего, затеяли они спор.

“Мы красивее всех, мы выше всех! – закричали Кучевые облака. – Мы появляемся на высоте 2–3 км, а верхушки наши разрастаются до 6-8. Мы красивее всех! Мы состоим из капелек воды и льда. Мы напоминаем огромные горы”.

“Нет, – закричали Перистые облака. – Это мы красивее всех! Это мы выше всех! Мы поднимаемся на 8–10 км. Сквозь нас видно небо и проходят лучи Солнца, а сами мы напоминаем кружево”.

– “Зато мы можем затянуть все небо, – возразили Слоистые облака, - и через нас ничего не будет видно!”.

Услышала этот спор Царица Атмосфера, рассердилась и приказала слугам Ветрам разнести Облака в разные стороны. С тех пор никогда не появляются на небе братья Облака все вместе! Итак, что вы узнали из сказки?

Просмотр содержимого документа
«защита проекта Облака - белогривые лошадки»

Здравствуйте! Я хочу представить вашему вниманию проект «Облака – белогривые лошадки!»

Облака - это, пожалуй, самое замечательное, что придумала природа. К ним нельзя прикоснуться. Но можно бесконечно долго наблюдать, как меняются их образы, как они сливаются, растекаются и тают. Мы часто думаем, что облака состоят из чего-то очень лёгкого, но плотного, и, наступив на них, мы не провалимся и не упадём на землю, а останемся на их мягкой поверхности. Эти представления только усиливают многочисленные мультфильмы и сказки, где герои катаются на этих небесных объектах. А ещё в безветренный день, не шелохнется ни один листочек, а облака в небе почему –то не стоят на месте, а плывут. Почему? Ведь ветра нет, почему облака плывут?

Именно эти наблюдения заставили меня взяться за данную исследовательскую работу.

Поэтому я решила изучить природу облаков и выявить причины, которые влияют на перемещение облаков в пространстве.

Передо мной стояли задачи

    узнать, как появляются и из чего состоят облака;

    выяснить, какие виды облаков существуют;

    попробовать создать в домашних условиях свое маленькое облачко;

    разобраться, почему плывут облака;

Я выдвинула гипотезу: Возможно, по небу плывут облака, потому что Земля вращается вокруг своей оси; допустим, потому что в этом помогает ветер. А что, если облака плывут, чтобы увидеть весь мир?

Изучив литературу и информацию справочников, а также из уроков познания мира по данной теме я пришла к следующим выводам:

Первыми наблюдателями за облаками стали воздухоплаватели, поднимавшиеся на воздушных шарах, и наблюдения людей при восхождении на горы. Когда наблюдатель окружен облаком со всех сторон, то оно ни чем не отличается от обыкновенного тумана. Интересно почему?

На уроке познания мира мы познакомились с круговоротом воды в природе, а так же узнали, что вода бывает в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, а частицы воды можно назвать путешественницами. Облака – это скопление мельчайших капелек воды на определенной высоте. Испаряясь, вода становится паром, который поднимается над землей, на высоте водяной пар охлаждается и часть пара при охлаждении превращается в воду или в кристаллики льда.

Мельчайшие кристаллики льда и переохлажденный водяной пар и образуют облака, которые мы с вами видим на небе почти каждый день.

Облака могут приобретать фантастические очертания, и все это является результатом воздействия воды, воздуха и нашей фантазии.

Облака имеют разную форму и от этого имеют разные названия. Об этом я узнала из сказки «Спор облаков».

В 1803 году английский фармацевт Люк Говард , у которого было хобби наблюдать за погодой, разделил облака по их очертаниям. Облака в форме клубов получили название «кучевые».

Облака, похожие на одеяла, он назвал «слоистыми»;,

«перистыми » называют высокие «ледяные» облака с причудливыми завитками. Ученые, исследующие погоду, до сих пор пользуются классификацией Говарда.

Что же я узнало об облаках в процессе наблюдения? На небе никогда не бывает совершенно одинаковых картинок, кроме тех случаев, когда оно чисто и безоблачно.

ПЕРИСТЫЕ ОБЛАКА – это нежные облака белого цвета, волнистые и нитевидные. Из перистых облаков никогда не выпадают осадки

КУЧЕВЫЕ ОБЛАКА – это отдельные облака с плоским основанием и куполообразной вершиной, это облака причудливой формы. В летние ясные дни эти облака необычных форм появляются днем на небе, медленно куда– то плывут и всякий раз к вечеру исчезают, чтобы на следующий день появиться вновь.

СЛОИСТЫЕ ОБЛАКА- это однообразный серый слой облаков, который придаёт всему небу одинаково хмурый, пасмурный вид. Загустев, они могут принести различные осадки.

Но оказывается ещё встречаются редкие виды облаков

Наблюдая за облаками я задумалась: «А действительно, почему плывут по небу облака?» И я узнала, что ветер на разной высоте имеет различное направление. Это доказательство я получила, проведя опыт в классе.

Поставили зажженную свечу на пороге класса и приоткрыли дверь. Пламя наклонилось в сторону класса. Холодный воздух идет из коридора низом. Поднимем свечу к верху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это выходит из комнаты теплый воздух. В природе постоянно происходит перемещение воздуха. Значит получается, что на движение облаков влияет ветер.

И самое главное, к чему я стремилась все это время, Мне хотелось создать свое домашнее облачко. Для этого вот что я сделала:

  1. В чистую, прозрачную пластиковую бутылку мы налили горячую воду.

    Дали ей спокойно постоять несколько секунд.

    Вылили из бутылки примерно половину воды.

    Поместили в горлышко бутылки кусок льда.

    Установили бутылку на темном фоне.

    Лед в горлышке бутылки охладил водяной пар и тем самым вызвал образование туманного облачка из крошечных капель воды.

    Ура! По стенкам бутылки стали стекать капли. У нас получилось не только облако, но и настоящий дождь!

Мой эксперимент получился.

Так же в течении работы над проектом я вела дневник.

Наблюдения за облаками велись с сентября по апрель месяц.Исходя из этих данных, я пришла к выводу, что:

    В осенне-зимний период на небе преобладало большее количество слоистых облаков.

    Ещё я заметила, что осенью с появлением слоистых облаков становилось холоднее и выпадали осадки.

    А зимой слоистые облака приносили не только потепление, а так же выпадение снега.

    Зимой в ясные, солнечные дни наблюдалось понижение температуры. (так в декабре понижалась до - 42 градусов)

    За наблюдаемый период я видела на небе все типы облаков.

    А также я заметила, что в течении дня расположение на небе облаков меняется: слоистых и перистых облаков к обеду становится меньше, а кучевых наоборот больше.

    Кучевые облака бывают только днём.

    Были дни, когда на небе не наблюдалось никаких облачных систем

Облачный покров играет очень важную роль для Земли: зимой и ночью облака препятствуют понижению температуры земной поверхности и приземного слоя воздуха, так как перекрывают отток тепла из нижних слоев атмосферы в космосе, а летом и днем облака ослабляют нагревание земной поверхности, поскольку капли воды в них, подобно линзам, отражают часть солнечных лучей. Облака смягчают климат на нашей планете.

Итак, в ходе работы над проектом я пришла к основным выводам:

1. Облака формируются на разной высоте.

2. Облака бывают разной формы.

3. По облакам можно предсказывать погоду.

4. Перемещаются облака благодаря воздушному потоку, и они никогда не стоят на месте, т.к. в верхних слоях атмосферы воздушные потоки присутствуют постоянно.

5. А самое главное, я поняла, что я ещё так мало узнала о природе облаков; что они таят в себе столько интересного и что моё исследование это всего лишь первая ступенька к «облакам».

Изучая мир облаков я стала более внимательной и наблюдательной, чаще стала замечать все красивое. Потому, что лишь человек, научившийся замечать красивое, доброе, прекрасное рядом с собой может ощутить всю безграничность и совершенство окружающей нас природы и гениальность творений Земли нашей Матушки.

Составила: Блац Олеся Сергеевна

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатление, полученное от природы в детстве, запоминается на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе.

Опыт показывает, что уже в младшем дошкольном возрасте дети без усилий осваивает комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитывать в детях доброту и милосердие, ответственное отношение к природе, и потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Новизна проекта заключается в следующем:

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации №65 от 23 ноября 2009г.). Экологическое образование представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов (что заложено в ФГТ и структуре ООП ДО), а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.

Перспективы развития проекта:

Расширение проекта, добавление новых тем, форм работы.

Презентация проекта в детском саду.

Тип проекта.

    По доминирующему методу - творческо-исследовательский;

    по количеству участников - коллективный;

    по характеру контактов - внутригрупповой;

по продолжительности - краткосрочный (2 недели)

Участники проекта. Дети средней группы, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.

Проблема: «Почему движутся облака? А почему одни белые, а другие серые? »

«Почему из облаков может падать град, снег, дождь?»

Цель : изучить природу облаков и выявить причину их передвижения.

Гипотеза: облака плывут, потому что на них дует ветер или потому что земля вращается.

Задачи:

Познакомить с видами облаков

Формировать у детей элементарные представления о свойствах облаков (из чего состоит облако)

Развивать кругозор

Способствовать взаимодействию детей и родителей в изготовлении совместной поделки «Облако»

Воспитывать коммуникативные навыки, трудолюбие, наблюдательность.

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Музыка»

Детские виды деятельности: познавательно-исследовательская, речевая, игровая, трудовая, двигательная, продуктивная.

Предполагаемый результат: дети должны иметь простейшие представления о передвижении облаков, об их свойствах и видах, о различных видах осадков.

Продукт проектной деятельности:

    Выставка поделок «Такие разные облака», изготовленные руками детей и родителей

    Иллюстрация к музыкальному произведению облака белогривые лошадки.

План реализации проекта

Совместная деятельность детей и взрослых:

    Беседа «Что такое облако?», «Виды облаков», «Осадки». Рассматривание схемы «Круговорот воды в природе».

    Рисование пальчиком «Облака белогривые лошадки», предварительно обговорив с детьми, что облака имеют различную форму.

    Отгадывание загадок.

    Чтение сказки Ольги Сидоренко «Сказка об облаках»

    Проведение экспериментирования «Испарение воды, образование конденсации»

    Презентация выставки для детей средней группы.

Самостоятельная деятельность детей:

    Д. И. «Собери облако из разрезных карточек»

    Рассматривание иллюстраций «Виды облаков», обсуждение «На что они похожи? »

    Д. И. «Найди одинаковые»

    Прослушивание песни «Облака, белогривые лошадки» выполнение иллюстрации к ней.

    Просмотр мультфильма «Трям! Здравствуйте!». Беседа после просмотра.

    Наблюдение за образованием конденсации, капель на поверхности пленки.

    Рассматривание поделок, обмен эмоциями по поводу увиденного.

    Работа с родителями:

    Наблюдение за облаками.

    Консультация родителей по поводу выставки поделок, изготовленных совместно в семье, ответы на вопросы и обсуждение предположений.

    Отметить каждого участника выставки.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ольга Сидоренко

Сказка об облаках Это было очень давно. Земля тогда была покрыта облаками и тучами. Надо сказать, облака очень отличались от туч. Тучи были большими, серыми и грозными, а облака маленькими, пышными и белыми. На тучах и облаках жили маленькие человечки. И вот что интересно, если человечек злой он выбирал себе тучу, и чем темнее была туча, тем злее был человечек. А вот на белых облаках жили добрые и милые человечки. Вот так начинается эта сказка.

Жил был на облаке человечек по имени Тим. Он с детства любил заниматься наукой, в основном его увлекало изучение облаков и туч. Ему все время хотелось понять, откуда берутся тучи и облака и нельзя ли создавать только облака. Нет, он был очень добрым человечком и даже соседям с туч он никогда не желал плохого, хотя они его постоянно обижали. Просто у него была мечта создать свой мир из одних облаков, чтобы и сверху, и снизу и по бокам соседями были только друзья. Все в этой стране знали, что ночью что-то происходит и на утро появляется или белая или серая тучка. Белые облака как заметил Тим, стали появляться гораздо реже темных и это его пугало.

Решив разобраться в этом вопросе до конца, он провел несколько ночей без сна и все безрезультатно. Он смотрел во все глаза, но ничего не заметил. На утро появлялась грозная туча, и он просто терялся в догадках, как она появилась. И вот когда он совсем отчаялся, и глаза у него почти слиплись от усталости, он вдруг услышал шорох. Перегнувшись через край облака, он увидел, как внизу зажглась маленькая звездочка. Он даже представить себе не мог, что наблюдает за рождением новой жизни. Звездочка стала переливаться разными цветами. Из самой ее глубины вдруг вырвалось пламя, оно было так красиво, что Тим не мог оторвать глаз от этого зрелища. Потом пламя начало затухать и во все стороны стал распространяться дым, но не черный как можно было подумать, а идеально белый. Когда сформировалось облако, звездочка погасла. Тим хотел уже умиротворенно уснуть, но вдруг заметил темную тень, которая легко перепрыгивала с облака на облако, с тучи на тучу все ближе и ближе подбираясь к белому чуду. Тим замер от плохого предчувствия. Тень приблизилась и остановилась. Затем что-то оказалось в руке и полетело в облако. Это был какой-то порошок. Порошок осел на облако, и оно моментально стало черной тучей.

Маленький Тим ужасно испугался. Он закрыл глазки, прижался к облаку и притворился, что его здесь нет. На следующее утро Тим долго размышлял над ночным происшествием. Вдруг к нему в голову пришла гениальная мысль. Он вскочил и побежал на край своего облака, нагнувшись, он, отщипнул от соседней тучи кусочек и помчался обратно. Надо сказать, так как Тим занимался наукой, у него была маленькая лаборатория, в которой он проводил различные эксперименты. Вот туда и направился наш Тим. Он два дня и две ночи не выходил из своей лаборатории. И вот, наконец, замученный, но счастливый он вышел. Оказывается, он раскрыл тайну рождения облаков и туч. Все оказалось очень просто. Тучи никогда не рождались. Тучи создавались руками злых человечков, с помощью грязи ипыли. Да, да не удивляйтесь. Тот порошок, который полетел в облачко, был ни чем иным как смесью грязи и пыли. А самое главное Тим открыл, что если на тучку полить воды, то она становится облаком!!! Это было просто гениальное открытие.

Теперь мой маленький друг ты знаешь, почему во время грозы, когда все небо покрыто серыми тучами идет дождь. Это маленький Тим со своими друзьями поливает их из лейки. И когда дождь прекращается, на небе остаются только белые облака, потому что вся пыль и грязь с них смыта водой.

Что такое облако?

Скажите примерно следующее: крошечные капельки воды поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит круговорот воды в природе.

Опыт « Делаем облако»

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Пушистая лошадка,
А может бегемот,
А может просто ватка
Над нами вдаль плывет.
(облако)

Разноцветными клоками
Вата по небу плывёт.
Если в кучу соберётся,
То на землю дождик льёт.
Объясните мне, ребята,
Как зовётся эта вата?(Облака)

Ветер гонит сто заплат
Из заплат и дождь и град.(Облака.)

Беленькие гуси

по небу летят.

Беленькие гуси

Солнце скрыть хотят.(Облака .)

В небе белая вода.
Душ включает иногда.
Хочет вымыть всё вокруг -
От дорожки и до рук.
А порой - летает быстро
В небе голубом и чистом.
Ночью звёзды закрывает…
Как же это называют?(Облака .)

О блака - белогривые лошадки

Мимо белого яблока луны,
Мимо красного яблока заката
Облака из неведомой страны
К нам спешат и опять бегут куда-то.
Припев:
Облака - белогривые лошадки.


Мы помчимся в заоблачную даль
Мимо гаснущих звёзд на небосклоне.
К нам неслышно опустится звезда
И ромашкой останется в ладони.
Припев:
Облака - белогривые лошадки.
Облака, что вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,
А по небу прокатите нас, облака.
Музыка: В. Шаинский Слова: С. Козлов

Почему я хочу узнать это?Облака – это, пожалуй,
самое замечательное, что
придумала природа. К ним
нельзя прикоснуться, но
можно
очень
долго
наблюдать, как меняется их
образ, как они сливаются,
растекаются и тают.
А вот еще одно «чудо».
Безветренный день, не
шелохнется
ни
один
листочек, а облака высоко в
небе почему-то не стоят на
месте, а плывут, плывут…

Объект
исследования:
облака.
Предмет:
происхождение
и причины
движения
облаков.
Цель: изучение природы
облаков и выявления причин,
которые влияют на
перемещение облаков в
пространстве.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
ГИПОТЕЗА:
Узнать, как появились
Возможно, по небу
и из чего состоят
облака;
Выяснить, какие виды
облаков существуют;
Попробовать создать в
домашних условиях
свое маленькое
облачко;
Разобраться, почему
плывут облака.
плывут облака, потому
что им помогает ветер.
А что если облака
плывут, чтобы увидеть
весь мир?

Белые лебеди В небе плывут По небу лебеди Плавно плывут. Белые перышки Вьются слегка. Здравствуйте, Лебеди- облака!

Как появились и из чего состоят облака?
Облако - это
водяной пар,
поднявшийся с
поверхности
воды или
суши.

Какие виды облаков существуют.
КУЧЕВЫЕ ОБЛАКА

СЛОИСТЫЕ ОБЛАКА
ПЕРИСТЫЕ ОБЛАКА

Можно ли самой, в домашних условиях, создать свое маленькое облачко?

Можно ли самой, в домашних
условиях,
облачко?
создать
свое
маленькое

Эксперимент «создания» своего домашнего облака.

Эксперимент
«создания»
домашнего облака.
1.
В чистую,
прозрачную
пластиковую
бутылочку мы
налили
горячую воду.
Дали
постоять
несколько
секунд.
ей
своего

2.
Вылили из
бутылочки
примерно
половину
воды.

3.
Поместили
в
горлышко
бутылки кусок
льда.
Установили
бутылку
на
темном фоне.

В результате:

В результате:
Лед
в
горлышке
бутылки
охладил пар и
тем
самым
вызвал
образование
туманного
облачка
из
крошечных
капель воды.

Итог:

Итог:
По
стенкам
бутылки стали
стекать капли.
У
нас
получилось не
только
облачко, но и
настоящий
дождик!

Наблюдая за облаками, я задумалась:
«А действительно
почему плывут по
небу облака?»
Облако не знает, почему
оно движется именно в
этом направлении, именно
с этой скоростью…
Но небо знает, куда и
зачем плывут облака, и
какая
картина
ими
пишется.
И ты тоже узнаешь это,
когда
поднимешься
достаточно
высоко,
чтобы
взглянуть
на
горизонт…
Ричард Бах «Иллюзии»

Движение облаков,
указывает
на
наличие
очень
сильного ветра в
небе

верхних
слоях атмосферы).
Движение облаков
можно
увидеть,
когда они на разных
уровнях, а ветер на
разной высоте дует в
разную
сторону
(имеет
различное
направление).

Выводы:

Выводы:
Облака
образуются на
разной высоте.
Облака плывут
благодаря
воздушному
потоку.
Облака
бывают разной
формы.